среда, 12 сентября: |
17:00
|
|
С.Прокофьев Кантата "Александр Невский" В начале1938 г. крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковойфильм об Александре Невском и пригласил Прокофьева написать к нему музыку. «Будучидавнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствиемпринял предложение», – вспоминал композитор. По возвращении из последней заграничнойпоездки, в ходе которой он изучил технику музыкального оформления фильмов в Голливуде,Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном– композитор говорил, что режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейнже поражался способности Прокофьева уметь передать зрительные образы. Так в симфоническоймузыке утверждался относительно новый принцип, основанный на «монтажном» мышлении.Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938г. и сразу завоевал колоссальныйуспех, который натолкнул композитора на мысль о создании кантаты. Адаптировать студийнуюмузыку к сцене оказалось непросто, но все-таки уже 17 мая 1939г. в Большом залеМосковской консерватории прошла премьера кантаты для хора, меццо-сопрано и оркестра. «АлександрНевский» занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева – это одно из самых популярныхсочинений композитора вообще и его героических сочинений в частности (опера «Войнаи мир», музыка к «Ивану Грозному», Пятая симфония). В музыке кантаты воплотилисьлучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равнойсилой воплощать русскую эпику и героику, проникновенную лирику, жесткие, механизированныеобразы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровымисценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Кульминация кантаты – «Ледовое побоище»(драматическая кульминация) и единственная ария «Мертвое поле» (лирическая кульминация).Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. Вместес тем такие «старинные» жанры, как былина в «Песне об Александре Невском», хоралв характеристике тяжеловесных крестоносцев, плач в «Мертвом поле», звучат абсолютносовременно. Интересно, что используемый для изображения врага знаменитый хорал«Peregrinus» («Пилигрим») имеет не очень связный текст, составленный из случайныхслов, взятых из «Симфонии псалмов» Стравинского (она, в свою очередь, цитирует латинскийтекст «Ветхого завета»). Существуетмнение, что здесь проявляется скрытый антагонизм двух композиторов – таково былосвоеобразное чувство юмора Прокофьева. Противоборствующие силы характеризуются в«Александре Невском» полярными оркестровыми красками: однообразный механизированныйритм хорала, диссонансы, надрывные медные духовые у тевтонцев и ярко выраженнаяпесенность, консонантность, тембры струнных у русских. Шел 1939 год – Вторая мировая началась в сентябре. Солистка - Злата Булычева (меццо-сопрано) Cимфонический оркестр Мариинского театра Дирижёр - Валерий Гергиев |
« назад |
|