Маэстро Валерий Гергиев О Фестивале Программа
фестиваля
Фотогалерея Для СМИ
XI Музыкальный фестиваль «Мариинский» в Самаре » Программа фестиваля » Информация о концертах »

С.Прокофьев Кантата "Александр Невский"

2018 г.2017 г.2016 г.2015 г.2014 г.2013 г.2012 г.2011 г.2010 г.2009 г.2008 г.

среда, 12 сентября: 17:00
С.Прокофьев Кантата "Александр Невский"

В начале1938 г. крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковойфильм об Александре Невском и пригласил Прокофьева написать к нему музыку. «Будучидавнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствиемпринял предложение», – вспоминал композитор. По возвращении из последней заграничнойпоездки, в ходе которой он изучил технику музыкального оформления фильмов в Голливуде,Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном– композитор говорил, что режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейнже поражался способности Прокофьева уметь передать зрительные образы. Так в симфоническоймузыке утверждался относительно новый принцип, основанный на «монтажном» мышлении.Текст к вокальным фрагментам писал частью сам Прокофьев, частью поэт Владимир Луговской.«Александр Невский» вышел на экраны 1 декабря 1938г. и сразу завоевал колоссальныйуспех, который натолкнул композитора на мысль о создании кантаты. Адаптировать студийнуюмузыку к сцене оказалось непросто, но все-таки уже 17 мая 1939г. в Большом залеМосковской консерватории прошла премьера кантаты для хора, меццо-сопрано и оркестра.
«АлександрНевский» занимает важнейшее место в творчестве Прокофьева – это одно из самых популярныхсочинений композитора вообще и его героических сочинений в частности (опера «Войнаи мир», музыка к «Ивану Грозному», Пятая симфония). В музыке кантаты воплотилисьлучшие черты творчества Прокофьева — универсальность стиля, способного с равнойсилой воплощать русскую эпику и героику, проникновенную лирику, жесткие, механизированныеобразы захватчиков. Композитор сочетает живописно-изобразительные эпизоды с песенно-хоровымисценами, близкими оперно-ораториальному стилю. Кульминация кантаты – «Ледовое побоище»(драматическая кульминация) и единственная ария «Мертвое поле» (лирическая кульминация).Широта музыкальных обобщений не мешает зримой конкретности отдельных образов. Вместес тем такие «старинные» жанры, как былина в «Песне об Александре Невском», хоралв характеристике тяжеловесных крестоносцев, плач в «Мертвом поле», звучат абсолютносовременно. Интересно, что используемый для изображения врага знаменитый хорал«Peregrinus» («Пилигрим») имеет не очень связный текст, составленный из случайныхслов, взятых из «Симфонии псалмов» Стравинского (она, в свою очередь, цитирует латинскийтекст «Ветхого завета»).
Существуетмнение, что здесь проявляется скрытый антагонизм двух композиторов – таково былосвоеобразное чувство юмора Прокофьева. Противоборствующие силы характеризуются в«Александре Невском» полярными оркестровыми красками: однообразный механизированныйритм хорала, диссонансы, надрывные медные духовые у тевтонцев и ярко выраженнаяпесенность, консонантность, тембры струнных у русских. Шел 1939 год – Вторая мировая началась в сентябре.
 
Солистка - Злата Булычева (меццо-сопрано)
Cимфонический оркестр Мариинского театра
Дирижёр - Валерий Гергиев
« назад

© Музыкальный фестиваль
«Мариинский» в Самаре, 2009 – 2018
Юридическая информация
создание сайтов - Webis Group
При поддержке Правительства Самарской области Самарский академический театр оперы и балета