среда, 12 сентября: |
20:00
|
|
И.Брамс Симфония № 2 ре мажор, оp. 73 I. Allegro non troppo II. Adagio non troppo III. Allegretto grazioso IV. Allegro con spirito Самая жизнерадостная из всехсимфоний Брамса – Вторая симфония – создана всего спустя год после Первой, в1877. Но как она отличается от своей драматичной предшественницы, мучительносочинявшейся почти 15 лет. Здесь все пронизано светом и радостью летнего дня: фортепианныйвариант Второй симфонии появляется во время «каникул» в австрийской деревушке Пёртшахна берегу живописного озера Вёртер-Зе, а в сентябре Брамс оркеструет симфонию,творя в не менее «поэтичной» обстановке – в Лихтентале близ курортаБаден-Баден. Вторую Брамса часто сравниваютс Шестой, «Пасторальной» симфонией Бетховена. Близкий друг и пропагандисттворчества Брамса Ганс фон Бюлов даже называл Первую и Вторую симфонии«Десятой» и «Одиннадцатой» Бетховена. Хотя Бюлов же именовал Вторую «последнейсимфонией Шуберта» за ее светлые краски, эпический размах и обилие песенно-танцевальныхтем. Конечно, всем этим симфонияобязана очарованию южноавстрийской природы. Нигде композитор не работал такплодотворно, как в Пёртшахе. «Вёртеровское озеро - девственная почва, таммелодии носятся в воздухе, так что надо остерегаться пренебречь хоть одной», «Здесья хотел задержаться на один день, а когда он оказался слишком прекрасным, ещена один, но красота оставалась неизменной, и для начала я остаюсь еще нанесколько дней...», - писал Брамс. Именно Пёртшах «слышат» друзья композитора вмузыке Второй симфонии: «Да ведь это сплошное голубое небо, журчание ручейков,солнечный свет и тенистая зеленая прохлада. Как же все должно быть прекрасно наберегу Вёртеровского озера!». Конечно, каждый почувствует здесь что-то свое,полное жизни и ликования природы: дирижер Феликс Вейнгартнер видел «голландскийландшафт при закате солнца», а советский историк музыки Иван Соллертинский –«гениальную пастораль, овеянную поэзией старой Вены». Сохраняя классическуючетырехчастную структуру (крайние части в быстром темпе, медленная вторая искерцозная третья), Брамс снимает какое-либо противодействие между основнымитемами. Все это – гигантское красочное полотно, как сама жизнь во всем еемногообразии. Быть может лишь вторая часть с ее философским размышлением и даженекоторой отсылающей к Баху хоральностью как-то оттеняет общее ликование. Новнезапную задумчивость уносит в вихре танцев третья часть – здесь музыкавенских улиц, австрийский лендлер в ансамбле деревянных духовых, мотивы чешскихи венгерских танцев. Финал симфонии, построенный на песенных интонациях,утверждает атмосферу народного праздника, жизнелюбия, ликования. Триумфальная премьера Второйсимфонии состоялась в том же году 30 декабря под управлением Ганса Рихтера вВенской филармонии. После каждой части композитора вызывали на сцену, третьючасть публика потребовала «на бис». Вскоре последовало победное шествиесимфонии по Германии, вместе с тем за Брамсом утвердилась слава первогосимфониста страны. Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер - Валерий Гергиев |
« назад |
|