Г.Берлиоз "Фантастическая симфония", до мажор, соч.14 I. Мечты, страсти II. Бал III. Сцена в полях IV. Шествие на казнь V. Сон в ночь шабаша. Самое знаменитое программное сочинение Берлиоза. Написано в 1830 году, когда он резко порывает с традициями венского классицизма и создает первую в истории музыки симфонию, основанную на детально разработанной литературной программе. Эта программа создана им самим и выдержана в духе романтической новеллы, где переплелись элементы драматизма, лирики, иронии, патетики и гротеска. Симфония имеет подзаголовок «Эпизод из жизни артиста». Название имеет каждая из пяти частей: I. Мечты, страсти; II. Бал;III. Сцена в полях; IV. Шествие на казнь; V. Сон в ночь шабаша. Развитие музыки в них полностью подчинено подробному отражению всех изложенных в программе ситуаций и раскрытию чувств и настроений героя. «Фантастическая симфония» похожа на музыкальный текст со сложным психологическим подтекстом. В основе лежит сюжет, который сам композитор описывал следующим образом: «Молодой музыкант, с болезненной чувствительностью и горячим воображением, отравляется опиумом в припадке любовного отчаяния. Наркотическая доза, слишком слабая для того, чтобы причинить ему смерть, погружает его в тяжелый сон, во время которого ощущения, чувства и воспоминания претворяются в его больном мозгу в музыкальные мысли и образы. Сама же любимая женщина становится для него мелодией и как бы навязчивой идеей, которую он находит и слышит повсюду». В этих словах, разъясняющих замысел симфонии, легко усматриваются автобиографические черты – отзвуки увлечения актрисой Гарриет Смитсон. В 1832 году, вернувшись в Париж из Италии, Берлиоз дал концерт, на котором исполнялась «Фантастическая симфония» в новой редакции. Неожиданные литературные и живописные ассоциации, резкие контрасты образных сопоставлений, внезапные смены состояний – все это в ярком, красочном звучании достоверно передает необыкновенную мощь душевного мира художника. Убежденный сторонник программной музыки, Берлиоз утверждал, что она «способна воздействовать на воображение, вызывая ощущения, аналогичные тем, что вызывает искусство живописи». Безгранично расширив возможности оркестра, он добился рельефности и яркой красочной изобразительности. По такому пути пошли Ф. Лист, Р. Штраус и другие композиторы конца XIX – начала XX века. Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер - Валерий Гергиев |