Р.Вагнер Опера "Зигфрид" (III действие) Опера «Зигфрид» - третья вграндиозном сценическом цикле Вагнера, тетралогии «Кольцо нибелунга»,основанном на сюжетах германо-скандинавских мифов и создававшимся около 20 лет.Сегодня постановка «Кольца» является знаком высокого профессионализмаколлектива, поэтому далеко не каждый театр берется за нее. Так «Зигфридом»дирижировали Вильгельм Фуртвенглер, Герберт фон Караян, Георг Шолти, Карл Бём,Вольфганг Заваллиш, Пьер Булез, Даниэль Баренбойм, Джеймс Левайн, в главныхпартиях выступали лучшие оперные певцы. Общее время звучаниятетралогии - более 15 часов. Ее исполнение становится ключевым моментомвагнеровского фестиваля в Байройте, на который стремятся попасть слушатели совсего мира. Фигура Зигфрида – получеловека-полубога– одна из ключевых в оперном цикле. Можно сказать, что он представляет«переходное» состояние между миром богов и миром людей. И он гибнет вместе сбогами, когда на авансцену выходят люди. Опера «Зигфрид», длящаяся 5,5часов, была завершена в 1857. Зритель знакомится с Зигфридом: молодой, сильныйи бесстрашный воин воспитывается карликом Миме. Карлик отправляет своегопасынка на опасное дело - убить караулящего клад дракона. Умирая, драконпредупреждает героя о том, что Миме собирается покончить и с ним, чтобы завладетькладом. Случайно отведав драконьей крови Зигфрид начинает понимать язык зверейи птиц, выбирает из сокровищ магическое кольцо нибелунга и избавляется от Миме.Услышав песнь птицы о прекрасной деве, спящей на высокой горе в окружениипламени, Зигфрид отправляется на ее поиски. Она – валькирия Брунгильда, дочьВотана, обреченная волей своего отца ждать появления бесстрашного героя. Третье действие оперы показываетвстречи: сначала Вотан вызывает недр Эрду, богиню земли, чтобы узнать у нее обудущем мира. Но с тех пор, как Эрда родила Вотану Брунгильду, она лишиласьпророческого дара: вещая мудрость матери перешла к дочери. Брунгильда тоже неответит отцу – однажды она воспротивилась его воле и теперь спит на горе вокружении огня и в ожидании юного героя, не знающего страха. Завладевшийкольцом нибелунга, не ведающий его цены, он избавит мир от проклятия золота. Другая встреча – идущий кБрунгильде Зигфрид и Вотан. Бог пытается удержать героя, преграждает ему путьсвоим копьем. Но волшебный меч разбивает копье. Вотан исчезает. Огненный валрасступается перед Зигфридом, и на вершине скалы он видит спящего воина,закованного в доспехи. Зигфрид снимает с его головы шлем, разрезает мечомкольчугу – перед ним прекрасная девушка. Поцелуй рассеивает заклятие иБрунгильда пробуждается к новой жизни, к земной любви. Романтический сюжет германскоймифологии многократно обыгран в кинематографии – классикой жанра является немойфильм Фрица Ланга (1924), одна из последних лент создана в 2004 Ули Эделем. Российские постановки опертетралогии состоялись уже после смерти Вагнера. Хотя интерес к композиторупоявился еще в середине XIXв., но он былсвязан с ранними его операми. Поздний Вагнер был малопонятен даже длявеличайших музыкантов того времени – непривычны были главенствующая рольоркестра и незнакомый музыкальный язык. Впервые «Кольцо нибелунга» увидели вМоскве и Санкт-Петербурге в 1889 в постановке труппы Анджело Неймана. В 1894 вМоскве была предпринята попытка поставить «Зигфрида», но через 8 сеансовспектакль сняли из репертуара. Положительных отзывов заслужил лишь оркестр подуправлением Ипполита Альтани. Затем «Зигфрид» и «Валькирия» были показаны нагастролях оперной труппы под управлением Ганса Рихтера, притом в спектакляхпринимали участие русские певцы, хор и оркестр Мариинского театра. Музыкальнаяобщественность резко разделилась на сторонников и противников творчества Вагнера.Так появилась мысль поставить «Кольцо» в Мариинском театре. Дирекцияимператорских театров к поздним операм композитора относилась отрицательно. Русскийпевец Иван Ершов вспоминал: «Весь уклад старого Мариинского театра был враждебенВагнеру. Музыка Вагнера встречала настороженное недоброжелательство. Ещекое-как допускали на сцену «Лоэнгрина» и «Тангейзера», превращая этиромантико-героические оперы в шаблонные спектакли итальянского стиля. Повторялисьобывательские толки о том, что Вагнер портит голоса певцов, оглушает зрителягромом оркестра». Не был поклонником Вагнера и предпочитал ранние его оперы главныйдирижер театра Эдуард Направник. Все четыре оперы «Кольца нибелунга» увиделисвет в Мариинском театре с 1900 по 1905: постановку начали с «Валькирии» - помнению Направника «самой интересной из всего цикла», затем последовали «Зигфрид»,«Гибель богов» и «Золото Рейна». При самых лучших впечатлениях от музыки иисполнения, унылой предстала традиционная немецкая режиссура и оформление,осуществлявшееся порой несколькими художниками - каждый из них творил в своемстиле. Лишь «Золото Рейна» вышло в декорациях выдающегося художника Александра Головина.Главный же успех связывают с искусством певцов русского императорского театра. Вплотьдо 1914 тетралогия звучала в Петербурге. С 1911-1913 «Золото Рейна» и «Гибельбогов» появились в Большом театре в Москве («Валькирия» и «Зигфрид» былипоставлены здесь ранее). С начала века «Кольцо нибелунга» больше не звучало вРоссии, а с 40-х Вагнера перестали исполнять из-за пристрастия к его музыкеГитлера. В конце 90-х Валерий Гергиев возродилтрадицию постановок вагнеровских опер – среди других на российскую сценувернулась и тетралогия на языке оригинала. «Значение вагнеровских опер врепертуаре любого театра мира, особенно тех, кто считает себя театрами первогокласса, трудно переоценить», - считает маэстро Гергиев. Мариинский театрпредставлял «Кольцо нибелунга» на лучших оперных сценах мира. Солисты - Ольга Сергеева (сопрано)Саймон О'Нил (тенор) Симфонический оркестр Мариинского театра Дирижер - Валерий Гергиев |