среда, 12 сентября: |
17:00
|
|
Ш.Гуно Вальс Джульетты из оперы "Ромео и Джульетта" Яркий образец французскойлирической оперы «Ромео и Джульетта» принесла Гуно первый настоящий успех,взорвавшийся, по словам современника, подобно фейерверку. На сюжет трагедииШекспира написано несколько опер, но ни одна не сравнится по своей популярностис творением Гуно. Вместе с тем, шекспировского в этой музыке не больше, чемгётевского в его же «Фаусте». Мелодии полны лирического обаяния, но всё, что неимеет отношения к любовной линии, минимизировано. До предела сокращено числомассовых сцен и действующих лиц: нет отца Ромео, ни обоих матерей, невеликароль Тибальда, а жених Джульетты Парис появляется в массовой сцене. Центральноеместо занимают роскошные любовные дуэты: биограф композитора Камилл Беллэгподметил, что опера «заключается почти целиком в четырех дуэтах. Если их изъять,произведения не существует». «Ромео и Джульетта» писаласьбыстро и вдохновенно. В 1865 Гуно поселился на вилле Сен-Рафаэль на берегуСредиземного моря, где ему все напоминало Италию. «Я слышу пение моихперсонажей столь же ясно, как вижу все, что меня окружает, и эта ясностьнаполняет меня блаженством», - писал он. 9 апреля был сочинен почти весь I акт. Дуэт на балконе из II акта был создан полностью в один присест. Эскизпартитуры появился за месяц, но из-за сильного переутомления композитор отложилоперу. 25 мая он вновь принялся за работу. Как она продвигалась – осталосьнеизвестным, - но 19 августа в парижском «Театре-лирик» начались репетиции. Премьераждала более полугода до 27 апреля – одной из причин было отсутствие тенора.Опера сразу же стала популярной и была показана до конца года в парижских Комическойопере и Grand Opera, на сценах Германии и Бельгии, в Милане и даже в Нью-Йорке. В России «Ромео и Джульетта»впервые была исполнена итальянской труппой в Петербурге или в Москве в 1872. Нарусской сцене она прозвучала в 1891 в Мариинском театре: в главных роляхвыступили выдающиеся иностранные артисты - Жан де Решке (Ромео), Нелли Мельба (Джульетта),Эдвард де Решке (Лоренцо), остальные партии были исполнены русскими певцами - ЛеонидомЯковлевым (Меркуцио), Федором Стравинским (Капулетти), Ниной Фриде (Стефано).После отъезда гастролеров опера исполнялась на русском языке (Евгения Мравина -Джульетта, Михаил Михайлов - Ромео, Константин Серебряков - Лоренцо). Знаменитый вальс Джульетты «Вснах неясных», который входит в концертную программу практически всех успешныхколоратур мира, звучит в первом акте. Еще не зная о том, что она помолвлена сПарисом, Джульетта исполняет для гостей прелестную арию, а затем заводитразговор с кормилицей. Когда та намекает о свадьбе, Джульетта отвечаетпесней-вальсом, где утверждает, что слышать ни о чем подобном не желает.Высказав всё кормилице («Нет, я не хочу слушать речи твои. Дай сохранить мнедевичьи грезы мои!»), она тут же встречает Ромео. Cимфонический оркестр Мариинского театра Дирижёр - Валерий Гергиев |
« назад |
|