Маэстро Валерий Гергиев О Фестивале Программа
фестиваля
Фотогалерея Для СМИ

Мстислав Леопольдович Ростропович

Мстислав Ростропович — выдающийся виолончелист, дирижер и пианист, жизнь которого стала одной из самых фантастических легенд ХХ века. Исключительный талант и неиссякаемая энергия, уникальное сочетание великого художника, гуманиста и необыкновенно сильной, магнетически привлекательной личности, определили его совершенно уникальное место в истории классической музыки. В 2002 году, в день 75–летия Мстислава Ростроповича, лондонская газета «Таймс» провозгласила его «величайшим из ныне живущих музыкантов».

Мстислав Ростропович родился 27 марта 1927 года в Баку (СССР). Его отец, Леопольд Витольдович, был выдающимся виолончелистом, а мать — Софья Васильевна — превосходной пианисткой. Семья переехала в Москву в 1932 году. С 4–х лет Слава Ростропович стал самостоятельно заниматься на рояле, а позднее начал учиться игре на виолончели под руководством отца. Его первое публичное выступление состоялось в возрасте восьми лет. В 1937 году он поступил в Музыкальную школу Свердловского района г. Москвы, где преподавал его отец, и закончил ее в 1941 году. Затем, в 1943 году он поступил в Московскую консерваторию, где учился по классу виолончели Семена Козолупова, по классу композиции Виссариона Шебалина и по классу инструментовки Дмитрия Шостаковича. В 1944 году на экзамене по виолончели комиссия оценила выступление Славы на пять с плюсом и единогласным решением перевела его со второго на пятый курс. Столь же незаурядно он проявил себя в студенческие годы и как пианист, сыграв на выпускном экзамене по общему фортепиано Второй фортепианный концерт Рахманинова и два этюда Шопена. Ростропович блестяще окончил консерваторию в 1946 году, проучившись в ней всего три года.

Первое выступление Ростроповича–виолончелиста с симфоническим оркестром состоялось в 1940 году в г. Славянске. В декабре 1945 года на Всесоюзном конкурсе музыкантов–исполнителей он получил первую премию, затем участвовал в Международных конкурсах в Праге (1947 и 1950 гг.) и в Будапеште (1949 г.), где также был удостоен первых премий. С тех пор началась обширная концертная деятельность Ростроповича сначала по СССР, с 1947 года по странам Европы, а затем и по всему миру.

В 1951 году Ростроповичу присваивается Сталинская премия второй степени, а в 1955 году за крупные достижения в исполнительском искусстве звание заслуженного артиста РСФСР. Он по праву занимает место среди виднейших исполнителей страны и Европы. В 1964 году он был удостоен Ленинской премии и звания Народного артиста СССР.

В 1955 году Ростропович женился на Галине Вишневской, ведущей сопрано Большого театра в Москве. Он много выступал со своей женой в качестве аккомпаниатора–пианиста, исполняя вместе с ней ее огромный вокальный репертуар. Каждое совместное выступление Вишневской и Ростроповича представляло собой уникальный по своему мастерству ансамбль, и их дуэт стал одним из самых прославленных содружеств в мире.

В камерных ансамблях Ростропович выступал с такими выдающимися музыкантами, как Святослав Рихтер, Эмиль Гилельс, Леонид Коган, Давид Ойстрах, Александр Дедюхин, Владимир Горовиц, Рудольф Серкин, Вильгельм Кемпф, Иегуди Менухин, Исаак Стерн, Жан–Пьер Рампаль.

Он многократно выступал с известнейшими дирижерами, среди которых Геберт фон Караян, Пьер Монтэ, Шарль Мюнш, Димитриос Митрополус, Юджин Орманди, Георг Шолти, Леонард Бернстайн, Сейджи Озава.

Его громадный талант, блестящее владение инструментом, мощная темпераментная манера игры вдохновляли многих известных композиторов на создание новых сочинений. Среди них были самые выдающиеся композиторы ХХ века — Прокофьев, Шостакович, Шнитке, Хачатурян, Бриттен, Дютийе, Мессиан, Лютославский, Пендерецкий и многие другие. Репертуар Ростроповича–виолончелиста стал поистине безграничным, включив, наряду с классическими сочинениями, более 140 современных произведений для виолончели, специально написанных для него и ему посвященных. Ростропович был солистом в премьерах Симфонии–концерта Прокофьева (1954), двух виолончельных концертов Шостаковича (1959 и 1966), Симфонии для виолончели с оркестром Бриттена (1964) и т. д. В сезоне 1963–1964 гг. он провел параллельно в Москве и Ленинграде грандиозный «Цикл концертов для виолончели». Девять концертных программ охватывали весь виолончельный репертуар — от эпохи барокко до ХХ века. Ростропович представил на суд публики 34 виолончельных концерта, половина из которых исполнялась впервые. Этот же цикл он повторил с Лондонским симфоническим оркестром (LSO), но уже в течение одного месяца (!), в Лондоне в 1966 году и в Нью–Йорке в 1967 году.

Дирижерский дебют Ростроповича состоялся в 1962 году в г. Горьком (ныне Нижний Новгород). В программы своих первых дирижерских концертов он включил «Пять антрактов из оперы «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского в оркестровке Шостаковича (мировая премьера), Пятую симфонию Прокофьева. Выбор именно этих сочинений не был случайным — Ростроповича побудило к этому не только бесконечное преклонение перед гением этих двух великих композиторов, но и искренняя человеческая дружба, объединявшая их многие годы.

Ярчайший артистический темперамент Мстислава Ростроповича дал мощный заряд его организаторской и дирижерской деятельности. Он первым в СССР стал инициатором проведения музыкальных фестивалей: именно ему принадлежала идея организовать Первый фестиваль современной музыки в Горьком в 1962 году. Затем по его же просьбе Шостакович составил программу фестиваля из своих произведений. Этот грандиозный проект Ростропович смог осуществить лишь спустя много лет, но именно в том виде, как об этом мечтал сам композитор: фестивали музыки Шостаковича прошли в Санкт–Петербурге (1997), Лондоне (1998), Токио (1998), Чикаго (1999) и Нью–Йорке (2002). Важнейшим событием стал Фестиваль Шостаковича в Лондоне, когда вместе с Лондонским Симфоническим Оркестром (LSO) в течение двух месяцев Ростропович представил 6 симфонических и 5 камерных программ, исполнив все симфонии Шостаковича и много других его произведений. 25 сентября 2006 года, в день столетия великого композитора, Ростропович дирижировал Скрипичным концертом (солист В. Третьяков) и Восьмой симфонией Шостаковича в Большом зале Московской консерватории, отдавая этим концертом дань уважения и преклонения своему учителю и другу.

Плодотворное постоянное сотрудничество с LSO дало возможность Ростроповичу организовать столь же развернутые фестивали, посвященные Прокофьеву (1991), Бриттену (1993) и Шнитке (1994). С 1987 по 2000 год он был создателем, участником и бессменным руководителем музыкального фестиваля в Эвиане (Франция), где ежегодно собирались лучшие музыканты мира и исполнялись как премьеры сочинений современных композиторов, так и произведения классического репертуара.

Особая страница его дирижерской биографии — оперный театр, дебют в котором состоялся в 1968 году. Тогда же в одном из писем своему другу Исааку Гликману Шостакович писал: «Недавно был в Большом театре, где слушал «Евгения Онегина» под управлением М. Ростроповича. Слава был очень хорош и лишний раз убедил меня в своей феноменальной одаренности». Вслед за этим в Большом театре под руководством Маэстро прошла опера «Война и мир» Прокофьева (1970), и Шостакович сразу откликнулся своим выступлением в газете: «Это было по–настоящему большое музыкальное событие. «Война и мир» впервые звучала так, как она должна звучать… За пульт встал настоящий дирижер, настоящий музыкант с огромным талантом, с огромной исполнительской культурой, и оркестр зазвучал мощно, тонко, ярко, нежно». Трактовка Ростроповичем оперных шедевров всегда поражала глубиной раскрытия авторского замысла, накалом страсти, максимальной чистотой и убедительностью языка и стиля. Каждая оперная премьера в его исполнении становилась выдающимся, незабываемым событием. Такими были постановки «Хованщины» Мусоргского в Большом театре в Москве (1995), «Мазепы» Чайковского в Ла Скала в Милане (1999), «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Мадриде, Мюнхене и Дижоне (2000), в Буэнос–Айресе (2001) и в Риме (2002). Со столь же триумфальным успехом прошла премьера балета «Ромео и Джульетта» Прокофьева под управлением Ростроповича в Рио-де–Жанейро (2001), в Осаке (2001) и в Валенсии (2002).

Дирижерский дебют Ростроповича на Западе состоялся в сентябре 1974 года с Новым Филармоническим Оркестром в Лондонском Фестиваль-Холле. Его дебют в США в качестве дирижера прошел с Национальным Симфоническим Оркестром Вашингтона, Округ Колумбия, в марте 1975 года — выступление, получившее такую высокую оценку, что в 1977 году он был назначен музыкальным руководителем этого коллектива. Ростропович и оркестр образовали длительное партнерство, которое продолжалось до 1994 года, и в результате которого престиж оркестра невероятно возрос.

За 17 лет работы с NSO Ростропович продирижировал более 500 различных произведений, многие из которых были исполнены впервые. Список его дирижерских премьер украшают такие выдающиеся сочинения, как «Польский реквием» Пендерецкого, «Новелетты» Лютославского и 6-я симфония Шнитке, посвященные Ростроповичу, «Timbres, Espace, Mouvement» Дютийе (последнее посвящено двум дирижерам — Чарльзу Мюншу и Мстиславу Ростроповичу). Правительство США высоко оценило вклад Маэстро в музыкальную культуру своей страны. На церемонии награждения высшей наградой США — Президентской медалью свободы — президент Рональд Рейган сказал, обращаясь к Ростроповичу: «Я — президент страны, но не я делаю Америку, ее делаете вы, и вы — ее гордость».

Мстислав Ростропович всегда был неутомимым пропагандистом музыки XX века. На его дирижерском счету мировые премьеры более 70 оркестровых произведений, а также 9 опер, в числе которых «Эра Водолея» Губайдулиной (Генуя, 1991), «Жизнь с идиотом» Шнитке (Амстердам, 1992) «Ах, эти русские!» Торнопольского (Эвиан, 1993), «Лолита» Щедрина (Стокгольм,1994), «Лиджия» Томас (Эвиан, 1994), «Джезуальдо» Шнитке (Вена, 1995) и «Видения Иоанна Грозного» Слонимского (Самара, 1999).

Ростропович выступал в качестве дирижера и виолончелиста с лучшими оркестрами мира, среди которых такие известные коллективы как Лондонский симфонический оркестр, Венский Филармонический оркестр, Оркестр де Пари, оркестр Нью-Йоркской Филармонии, Чикагский Филармонический оркестр, Бостонский Филармонический оркестр, оркестр Берлинской Филармонии, Новый Японский Филармонический оркестр, оркестр Баварского Радио, оркестр Концертгебау, Израильский Филармонический оркестр и другие.

Дирижерские записи Ростроповича — «Пиковая дама», «Евгений Онегин», «Борис Годунов», «Леди Макбет», «Тоска», все симфонии Шостаковича, «Песни и пляски смерти» Мусоргского, Скрипичные концерты Прокофьева и Шостаковича, а также многие другие, наряду с его широчайшим виолончельным репертуаром, стали безусловным образцом для новых поколений музыкантов и отмечены множеством международных премий «Grammy», «Gramophone», Academie Charles Cros, Academie du Disque Francais, EMI-Classics. К 75-летию Маэстро Deutsche Grammophon и EMI совместно выпустили специальный юбилейный компакт-диск с его лучшими записями. В 2004 году EMI Classics официально объявила, что количество дисков с записями Ростроповича, выпущенными только этой фирмой, превысило два миллиона экземпляров. Такой же результат ранее был достигнут только Марией Каллас, Иегуди Менухиным и Гербертом фон Караяном.

В течение 26 лет Ростропович преподавал в Московской консерватории (1948–1974) и 7 лет — в Ленинградской. Среди его учеников были такие известные виолончелисты как Наталья Шаховская, Наталья Гутман, Давид Герингас, Иван Монигетти, Жаклин дю Пре и другие. Многие из них стали победителями международных конкурсов, в том числе конкурса им. Чайковского в Москве, в работе и организации которого Ростропович принимал самое деятельное участие вплоть до изгнания из СССР в 1974 году. С 1977 года каждые четыре года в Париже проходит Международный конкурс виолончелистов им. Ростроповича, где Маэстро являлся председателем жюри и неизменным руководителем. Самые значительные конгрессы, конкурсы виолончелистов в США, Японии, России, Польше, Германии и других странах стремились привлечь его к участию, на что он неизменно откликался с благодарностью и энтузиазмом. Ростропович давал многочисленные мастер-классы по всему миру, передавая молодым музыкантам свои бесценные знания.

Мстислав Ростропович всегда был среди тех, кто отстаивал права человека. Поддержка Александра Солженицына, в результате которой семья Ростроповича была изгнана из СССР в 1974 году, а затем лишена гражданства в 1978 году, поездка в Москву в августе 1991 года на защиту Белого дома, без оповещения, без визы, с риском для своей жизни и свободы, — это лишь немногие факты его биографии, ставшие примером мужественного отстаивания человеческого достоинства. За свои заслуги по защите прав человека Мстислав Ростропович получил несколько наград, среди которых Ежегодная премия Международной Лиги по Правам Человека.

Ростропович неоднократно выступал в поддержку гуманитарных организаций во всем мире. Вошли в историю его благотворительные концерты в помощь пострадавшим от землетрясения в Армении, беженцам Чечни, детям больным раком, на строительство детской больницы в Буэнос-Айресе и Храма Христа Спасителя в Москве. В 1991 году вместе с Галиной Вишневской Мстислав Ростропович основал в Вашингтоне «Благотворительный фонд помощи детям России». С 1992 года Фонд перечислил более 18 миллионов долларов на закупку медицинского оборудования, питания, систем очистки воды для детских медицинских учреждений России, как в небольших районных центрах, так и в крупных городах. Отделения Фонда в настоящее время существуют в нескольких городах России и ведут огромную работу по бесплатной вакцинации детей и по строительству детских лечебных учреждений.

Мстислав Ростропович являлся почетным доктором 50 университетов (среди них — Гарвард, Принстон, Кембридж, Йель, Оксфорд, Сорбонна, Болонья), обладателем свыше 130 высших наград и премий из более, чем 30 стран мира. В их числе: Рыцарь Светлейшего ордена Британской Империи (КВЕ), золотая медаль Королевского Филармонического Общества (Англия), три степени ордена Почетного Легиона Франции, действительный член Академии Искусств Франции («Сорок бессмертных»), Президентская медаль Свободы (США), Командорский крест со звездой (Германия), Орден Восходящего Солнца и Императорская премия Ассоциации Искусств Японии, орден Карлоса III (Испания), два российских ордена «За заслуги перед Отечеством» I и II степени и Государственная премия России. В мае 1995 года Мстислав Ростропович, наряду с Элтоном Джоном, был награжден премией «Полярная звезда» Шведской Королевской Академии Музыки, которая является аналогом Нобелевской премии. В 2003 году на особой церемонии вручения «Grammy» Ростропович был награжден президентской премией «За заслуги» (он стал седьмым музыкантом в истории, получившим такую награду) за выдающуюся артистическую карьеру и человеческие достижения. В 2004 году он был удостоен такими высокими наградами, как Почетная победа в области классической музыки (Франция) и Премия Эдисона за жизненные достижения (Нидерланды).

Информация с Официального сайта М.Л.Ростроповича: http://www.rostropovich.info

© Музыкальный фестиваль
«Мариинский» в Самаре, 2009 – 2018
Юридическая информация
создание сайтов - Webis Group
При поддержке Правительства Самарской области Самарский академический театр оперы и балета